Установка нового магнето МБ-22 на моторы Вихрь

С сентября 1991 г. подвесные лодочные моторы «Вихрь-25» и «Вихрь-30» выпускаются с новым электронным магнето МБ-22, заменившим магнето типа МБ-2, которым эти моторы комплектовались ранее.

Новая система зажигания состоит из двух раздельных блоков: генераторного (он ставится на основании магнето) и электронного с высоковольтным трансформатором, который установлен на плате, укрепленной на двигателе со стороны карбюратора.

Электронный блок имеет катушку освещения для питания бортовой электросети судна и катушку зажигания, вырабатывающую энергию для искрообразования, а также датчик импульсов. При вращении маховика выступы полюсных башмаков, проходя мимо датчика импульсов, вызывают разряд накопительного конденсатора через трансформатор, повышающий выходное напряжение до 12-30 тыс. В, которое подается на свечи зажигания.

Электронный блок выполнен на бескорпусных элементах, защищен компаундом и поэтому разборке и ремонту не подлежит. В случае неисправности его можно заменить без замены генераторного блока.

Из основания магнето от генераторного блока выведены два жгута проводов. Провода от катушки освещения (белого цвета) с наконечниками подсоединяются к сети освещения, а провод красный (или черный) с наконечником подсоединяется к кнопке «Стоп». Вторая клемма кнопки «Стоп» соединяется проводом-перемычкой с «массой» двигателя. Второй жгут проводов через разъем присоединяется к электронному блоку.

 

Установка нового магнето МБ-22 на моторы Вихрь
Монтажная схема электрооборудования Вихрь-25Р Электрон и Вихрь-30 Электрон 1- магнето МБ-22; 2- блок ВБГ-3А; 3 — электронный блок; 4 — к верхнему цилиндру; 5 — нижнему цилиндру
Установка нового магнето МБ-22 на моторы Вихрь
Монтажная схеме электрооборудования мотора Вихрь-ЗО электрозапуском
1- магнето МБ-22; 2- блок ВБГ-ЗА; 3 — электронный блок; 4 — высоковольтный трансформатор, 5 — к верхнему цилиндру; 6 — к нижнему цилиндру; 7 —кнопка Стоп; 8 — кнопка Пуск; 9 — пульт дистанционного управления; 10 — стартер; 11 — аккумулятор; 12 — к болту на поддоне

Следует отметить, что для обеспечения работоспособности магнето МБ-22 комплектуется маховиком новой конструкции 3.119-800 (ручной запуск) и 3.119-800-01 (с зубчатым венцом) для электрозапуска. Внешне новое магнето заметно отличается от МБ-2. Основание с генераторным блоком устанавливается на верхнюю крышку картера под маховик. Электронный блок имеет один высоковольтный трансформатор с двумя выводами высоковольтных проводов к свечам зажигания. Магнето же МБ-2 имеет только основание, устанавливаемое под маховик, и два высоковольтных трансформатора, которые крепятся к двигателю при помощи кронштейна. Каждый трансформатор имеет один высоковольтный вывод к свече цилиндра.

Поскольку магнето МБ-2 и МБ-22 комплектуются разными по конструкции маховиками, важно уметь их различать. Это можно сделать по форме «башмаков», крепящихся к четырем магнитам. У маховика от системы с МБ-2 (4.121-000) на концах башмаков имеются вырезы (уступы); у маховика от системы с МБ-22 на концах башмаков таких вырезов (уступов) нет — они имеют правильную прямоугольную форму (см. эскиз).

Башмаки магнитов маховика МБ-2 (а) и для МБ-22 (б)
Отличие башмаков магнитов маховика МБ-2 (а) и для МБ-22 (б)

Зная внешнее различие магнето и маховиков обеих электронных систем зажигания, вы избежите ошибки при их покупке и установке на мотор. Еще раз напомню, что каждый маховик пригоден только для соответствующего магнето и наоборот, каждое магнето работоспособно только со своим маховиком. Маховики 4.119-700 (3.119-701) от контактной системы ни для одной из электронных систем непригодны. В отличие от МБ-2, магнето МБ-22 не поворачивается на крышке картера для изменения угла опережения зажигания, поскольку этот параметр управляется электрической схемой и механического поворота основания не требуется. Поэтому у основания магнето МБ-22 нет рычага поворота, а деталь «Привод воздушной заслонки» (2.126-000) делается укороченной по длине и изменяет только угол поворота рычага и дроссельной заслонки карбюратора.

Установка магнето МБ-22 на моторах производится по специальной риске на верхней крышке картера. Риска расположена посередине расстояния между осями резьбовых отверстий в двух бобышках крепления левого сегмента, если смотреть на мотор со стороны ручки стартера (т. е. спереди мотора). Следует иметь в виду, что такая риска имеется только на моторах, выпущенных заводом после сентября 1991 г. На моторах более раннего выпуска и на картерах, купленных в розничной торговой сети, риску нужно сделать самому, как показано на эскизе.

Контрольная риска на верхней крышке стартера
Контрольная риска на верхней крышке стартера

Кроме риски на картере есть шкалы с рисками на обратной стороне электронного блока и на наружном диаметре основания магнето (генераторном блоке). Они используются при установке магнето на мотор. Положив блок шкалой вверх (при этом высоковольтный трансформатор располагается справа), нужно отсчитать число рисок, расположенных на участке от нейтральной до окрашенной красной краской. Если окрашенная риска расположена ближе к вам, на основании магдино (генераторный блок) нужно отсчитать такое же количество рисок от нейтральной красной риски вправо и совместить эту риску с риской на картере.

Установка нового магнето МБ-22 на моторы Вихрь
Установка МБ-22 на моторе:
а — электронный блок; б — плата генераторного блока
1 — сторона, прилегающая к двигателю; 2 — шкала; 3 — высоковольтный провод верхнего цилиндра; 4 — высоковольтный провод нижнего цилиндра; 5 — риска на верхней крышке стартера; 6 — шкала.

Например, на электронном блоке от нейтральной (длинной) риски до отмеченной красной краской находится пять рисок, расположенных ближе к вам. Взяв в левую руку основание магдино (генераторный блок) и обратив его шкалой к себе, нужно отсчитать от нейтральной (красной) риски пять рисок вправо и установить магнето на картер по совпадению этих рисок. После чего необходимо закрепить магнето сегментами с винтами.

Если на электронном блоке красная риска находится за нейтральной в удалении от вас, допустим, на три риски -значит, на основании магнето нужно отсчитать от нейтральной красной риски три риски влево. И по совпадению этих рисок закрепить магнето.

Р.В.Страшкевич
Катера и Яхты, №2(160), 1996г.

 

Схема установки МБ-22
МАГНЕТО БЕСКОНТАКТНОЕ МБ-22 Инструкция по установке на двигатель взамен МБ-2

МБ-22 разработано взамен МБ-2 для использования в системе зажигания лодочного мотора «Вихрь». Новая модель обладает определенными преимуществами перед старой:
1.Увеличена мощность генератора для питания бортовой сети и подзарядки аккумулятора.
2.Электронный блок отделен от основания с катушками и установлен в хорошо охлаждаемом месте, что повышает надежность магнето.
3.Основание с катушкой закреплено на картере двигателя неподвижно. Изменение опережения зажигания происходит автоматически в зависимости от скорости вращения. Это устраняет износ посадочных мест основания магнето и картера двигателя.
4. За счет конструкции трансформатора снижена токовая нагрузка на электронные схемы магнето без уменьшения энергии искры.
При сборке лодочного мотора магнето МБ-22 комплектуется специальным маховиком, но может быть использован маховик от МБ-2. Работоспособность и основные параметры при этом сохраняются.
Устанавливать магнето на картер следует согласно рис.1а и 1б.
На рис.1а угловое положение магнето показано относительно полюсных наконечников магнитов маховика, установленного в положение ВМТ.
На рис.1б – в момент искрообразования на рабочих оборотах.

ПОРЯДОК УСТАНОВКИ.

1.Снимите маховик с конуса коленвала.
2.Установите МБ-22 на картер.
3.Поставьте шпонку и наденьте маховик на конус коленвала, и вращая маховик руками, установите коленвал в положение ВМТ верхнего цилиндра. В качестве индикатора положения поршня можно использовать отвертку. Наблюдая МБ-22 через круглое отверстие в маховике, поверните его так, чтоб ось датчика совпала с осью симметрии, проходящей между полюсными наконечниками магнитов (через концы выступов).
4.Осторожно снимите маховик, не меняя положение МБ-22. Закрепите магнето накладками и заверните винты.
Проверку правильности установки можно сделать по рис. 1б. Вращая коленвал против часовой стрелки отведите поршень на 5.05 мм от ВМТ, это соответствует 30 градусам угла опережения зажигания. Измерения следует проводить штангенциркулем с глубиномером. В отверстие в дне маховика должен быть датчик, край которого совпадает с краем сбегающего с него полюсного наконечника магнита маховика.
На работающем двигателе можно определить правильность установки угла опережения зажигания с помощью стробоскопа. Для этого нужно в удобном для наблюдения месте нанести шкалу на образующую маховика и указатель угла опережения на картере.
После остановки двигателя можно поворачивать магнето в небольших пределах легкими ударами по основанию со стороны цилиндров двигателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *