Система охлаждения мотора Вихрь

При сгорании рабочей смеси в цилиндре двига­теля развивается высокая температура. Примерно 30% тепла, образовавшегося при этом, не превра­щается в механическую энергию, а идет на нагрев деталей двигателя. При сгорании 1 кг бензина выде­ляется более 10 000 ккал теплоты, и температура продуктов сгорания достигает 2000 —2500°С.
Для нормальной работы двигателя необходимо не­прерывно отводить избыток тепла от поршня цилин­дра и его головки. При чрезмерном нагреве ухуд­шается качество смазки, масляная пленка между трущимися поверхностями пропадает, что приводит к закоксовыванию поршневых колец в канавках, по­вышенному нагарообразованию, заклиниванию порш­ня в цилиндре, а также к снижению мощности дви­гателя. При заклинивании поршней могут разру­шиться подшипники коленчатого вала, произойти обрыв шатуна.
Небольшое дополнительное количество теплоты выделяют подшипники, золотниковые шайбы и дру­гие узлы, содержащие трущиеся детали.
Переохлаждение цилиндров двигателя не менее вредно, чем перегрев. Оно ухудшает экономичность из-за возрастания потерь теплоты и снижает моторесурс вследствие повышенного износа деталей кривошипношатунного механизма.
Поэтому все двигатели подвесных моторов обору­дуются специальной системой принудительного водя­ного охлаждения, обеспечивающей нормальный теп­ловой режим всех деталей и узлов.
Двигатели моторов семейства «Вихрь» имеют при­нудительную разомкнутую (прямоточную) систему охлаждения забортной водой (рис. 44). Вода посту­пает в мотор через отверстия 1 в выпускном патрубке или через боковые заборники воды и по всасывающей трубке или специальным каналом 2 подводится к во­дяному насосу 3. От нагнетательного (выходного) па­трубка насоса вода по трубке 4, проходящей внутри дейдвуда, попадает в нижнюю крышку картера и по каналу, просверленному в ней, — в раздающий канал блока цилиндров. Из него вода направляется в охлаждающие полости (рубашки) блоков цилинд­ров и головок и охлаждает их. Через отверстие в верхней части блока цилиндров (или верхнего ци­линдра на «Вихре») вода поступает в охлаждающую рубашку глушителя, охлаждает его и через сливной патрубок 5 сливается в дейдвуд.

Схема системы охлаждения моторов семейства Вихрь
Ри. 44. Схема системы охлаждения моторов семейства Вихрь

В дейдвудной трубе вода смешивается с отработавшими газами, охлаждает их и выбрасывается че­рез выпускной патрубок. В задней части дейдвудной трубы ближе к поддону, расположено контрольное отверстие 6, через которое часть охлаждающей воды из дейдвуда вместе с отработавшими газами выбра­сывается в атмосферу, что позволяет следить за нор­мальной работой системы охлаждения.
Водяной насос системы охлаждения — объемного типа (рис. 45). Он состоит из корпуса 1, резиновой крыльчатки 2, имеющей шесть эластичных лопастей, в ступицу которой залита латунная втулка 3 с вы­полненным в ней шпоночным пазом. Посредством шпонки 4, представляющей собой штифт 02,5х9 мм, крыльчатка соединяется с вертикальным валом. Ось вращения крыльчатки эксцентрична по отношению к цилиндрической расточке в корпусе; эксцентриситет равен 1,1 мм. Благодаря этому сме­щению с той стороны, где лопасти крыльчатки только касаются поверхности корпуса, создаются большие объемы воды между соседними лопастями, чем с дру­гой стороны, где расстояние от оси вала до стенки корпуса меньше, и лопасти из­гибаются. Входное отверстие 5 для воды находится в кор­пусе со стороны большего рас­стояния, а выходное 6 — со стороны меньшего.

Схема устройства насоса охлаждение
Риc.45. Схема устройства насоса охлаждение

При вращении крыльчатки объем, ограниченный лопастя­ми, увеличивается при их на­хождении в зоне входного отверстия:создается разрежение и вода за­сасывается в насос. При даль­нейшем вращении из-за эксцентриситета расположе­ния крыльчатки в корпусе объем между лопастями уменьшается, давление воды здесь возрастает и она подастся в систему охлаждения через отверстие 6. Водяной насос обеспечивает согласованность меж­ду подачей воды, которая зависит от частоты вра­щения коленчатого вала, и фактическим тепловыделе­нием в двигателе. Нормальная температура наруж­ной поверхности головки блока цилиндров в районе свечи зажигания составляет 100—110°С. Расход воды, обеспечиваемый водяным насосом моторов «Вихрь» (насос всех моделей имеет полностью идентичную конструкцию и размеры), на номинальных частотах вращения коленчатого вала равен 10 л/мин, а дав­ление доходит до 1,5 кг/см2.

Насос устанавливается в специальное гнездо на верхнем фланце корпуса редуктора. Расположение нагнетающей трубки системы охлаждения, подводя­щей воду от насоса к двигателю, на моторах «Вихрь», «Вихрь-М» и «Вихрь-30» различны. На «Вихре» вы­ходной патрубок насоса расположен по продольной оси корпуса редуктора спереди вала-шестерни. В мо­торах «Вихрь-25» и «Вихрь-30» этот патрубок рас­положен сзади вала-шестерни, ближе к выпускному патрубку, т. е. корпус насоса развернут на 180°. Соответственно на 180° развернуты и координаты от­верстий для крепления корпуса насоса, и фиксации пластины в корпусах редукторов этих моторов по от­ношению к отверстиям на редукторе «Вихря».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *