Взаимозаменяемость основных узлов моторов семейства "Вихрь"

Маховики

На моторах "Вихрь" и первых выпусках моторов "Вихрь-М" устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора "Вихрь" этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора "Вихрь-М" -4.119-000.

С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.

Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у "Вихря" - 38°, а у "Вихря-М" - 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор "Вихрь" можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на " Вихрь-М" - 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 - на 18°.

На моторы "Вихрь-М" и "-30", оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца.

На "Вихрь-М" и "Вихрь-30", оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.

Трансформаторы ТЛМ для электронного зажигания

Бесконтактная система зажигания МБ-2 на моторах "Вихрь" может работать в комплекте с трансформаторами ТЛМ, взятыми от контактной системы зажигания МВ-1. Однако следует иметь в виду, что при такой замене выдаваемое на свечи зажигания напряжение будет несколько выше и потребуется чаще обращать внимание на величину зазора между электродами свечей.

Замена трансформаторов ТЛМ в контактной системе зажигания МВ-1 трансформаторами ЦШ5.720-001-01 от электронной системы МБ-2 недопустима, так как из-за малого числа витков провода они не обеспечивают нужного напряжения для свечей зажигания.

Коленчатые валы

Коленчатые валы моторов "Вихрь" и "Вихрь-М" изготавливались заводами в двух вариантах и поэтому имеют различные номера, соответственно 2.105-000 и 4.105-000. Отличие их в разной конструкции подшипников нижней головки шатуна. Подшипник 2.105-000 коленвала" Вихря "имеет стальной сепаратор и ролики Ø3,0 мм длиной 11,5 мм; подшипник "Вихря-М" -алюминиевый сепаратор, и ролики Ø5,0 мм длиной 10мм.

Внешне эти коленчатые валы отличаются: на большой головке шатуна коленчатого вала 4.105-000 имеются боковые прорези, а у коленвала 2.105-000 - круглые смазочные отверстия. Коленчатые валы взаимозаменяемы.

В двигателе "Вихря-30" сохранен коленчатый вал от мотора "Вихрь-М". Межосевое расстояние у этих моторов одинаковое и составляет 105 ± 0,1 мм.

Картеры

На блоке "Вихря-30" можно установить картер от "Вихря-М". Для этого нужно переставить шпильки крепления блока и наварить две бобышки на нижнюю крышку картера.

Редукторы

Со второй половины 1975 г. моторы "Вихрь-М" и "Вихрь-30" комплектуются редуктором новой конструкции. Принципиальная кинематическая схема, присоединительные размеры этих редукторов одинаковы и они в сборе взаимозаменяемы. Различия заключаются только в угловом развороте корпуса водяной помпы относительно оси рессоры.

При замене шестерен и муфты реверса следует помнить, что в настоящее время выпускаются детали для редукторов новой конструкции. Детали редуктора старой конструкции не подходят для новых редукторов, однако детали от редуктора новой конструкции можно устанавливать в корпус редуктора старой конструкции с медно-графитовой втулкой.

Здесь возможны два варианта сборки: с рессорой 4.202-020 новой конструкции, которая выпускается в двух модификациях. Одна из них с посадочным буртиком под подшипник № 202 Ø 15 мм предназначена для нового редуктора, а другая (4.202-020/1) без буртика для работы в медно-графитовой втулке.

Однако для старого редуктора можно использовать и рессору с буртиком, сошлифовав его до диаметра 14 -0,02 -0,07мм.

Шестерни и муфты новой конструкции желательно ставить в комплекте.

При установке в старый редуктор шестерен новой конструкции (с усиленными впадинами) рессору прессуют в шарикоподшипник № 60304, установленный в стакан, но не контрят гайкой, так как усилие при работе шестерни направлено из редуктора наружу.