Технические характеристики моторов семейства Вихрь

Серийное производство подвесных моторов семейства «Вихрь» было начато в 1965 г. с выпуска 20-снльной модели. Двигатель его имел дефлекторную продувку и раздельные цилиндры, целиком отлитые из чугуна и закрепленные непосредственно на картере. Эта модель выпускалась в течение семе лет — до 1972 г., когда в торговую сеть уже стали поступать модифицированные моторы «Вихръ - М» с новой конструкцией двигателя с возвратно-петлевой трехканальной продувкой. Оба цилиндра были объединены в один блок, отлитый из алюминиевого сплава, в который запрессовывались чугунные гильзы. Рабочий объем и диаметр цилиндров, ход поршня были сохранены такими же, как и на первой модели, но мощность была увеличена на 3,7 кВт (5 л. с.) за счет повышения степени сжатия. Моторы «Вихрь М» выпускались до 1932 г; параллельно на заводе велись работы по созданию новой 30-ти сильной модели «Вихрь-30» и оборудованию моторов электрозапуском.

Конструкция моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30» первых лет выпуска была практически идентичной, но повышение мощности двигателя достигнуто за счет увеличения диаметра цилиндра и соответственно рабочего объема, поэтому основные детали двигателей этих моделей не являются взаимозаменяемыми.

В дальнейшем в моторах семейства «Вихрь» стала применяться электронная бесконтактная система зажигания и настроенный выхлоп, С 1982 г. начат серийный выпуск моделей «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-ЗОР электрон» (с ручным запуском) и «Вихрь-ЗО электрон» с электрозапуском, которые производятся и в настоящее время.

Параллельно с совершенствованием конструкции и улучшением параметров моторов «Вихрь» подвергалось модификации и их внешнее оформление.

Технические характеристики подвесных моторов «Вихрь» приведены в таблице 1.

Таблица 1. Технические характеристики моторов Вихрь.

Характеристика Модель мотора
  «Вихрь» Вихрь-25Р
электрон
(Вихрь М)
Вихрь-ЗОР
электрон
(Вихрь-30Р)
Вихрь-30
электрон
(Вихрь-30Э)
Тип двигателя Двухцилиндровый двухтактный карбюраторный

с дефлекторной продувкой

с возвратно-петлевой про­дувкой

с возвратно-петлевой про­дувкой

с возвратно-петлевой про­дувкой

Мощность двигателя 1 кВт (л. с.)

14,7± 1,1 (20± 1,5)

18,4 ±1,1 (25± 1,5)

22,5± 1.5 (30±2)

22,5 ±1,5 (30 ±2)

Максимальная частота вращения коленчатого вала

5000 ±200

5000 ±200

5000 ±200

5000 ±200

Рабочий объем цилиндров, см3

422

422

488

488

Диаметр цилиндра, мм

67

67

72

72

Ход поршня, мм

60

60

60

60

Степень сжатия (геометрическая)

7,0

8.5

8.5

8,5

Опережение зажигания (до ВМТ.), град/мм

38/7,87

30/5,02

30/5,02

30/5.02

Направление вращения маховика при виде сверху

По часовой стрелке

Расход топлива при максимальной мощности, кг/ч

9,0 9,5 11 11

Сухая масса, кг

48

45

45.5+2,0

49+з.о

Емкость топливного бака, л

22

22

22

22

Диаметр гребного винта2, мм

240

240

240

240

Шаг винта, мм

300

300

300

300

Число лопастей

3

з

3

3

Пусковое устройство Ручной стартер с самоубнрающимся шнуром Электростартер СТ-369
Передаточное отношение реверсредкутора 14:24 14:24 14:24 14:24
Зажигание:        
моделей с индексом «электрон»   Электронное, бесконтактное маховичное магдино МБ-2
контактное Маховичное магнето  
Тип магнето, марка трансфор­матора МГ-10, трансформаторы, ИЖ56сб39 МВ-1, трансформаторы Т7Ш
Система энергоснабжения, мощ­ность, Вт/напряжение, В   30/12
Свечи зажигания СИ-12 СИ-12РТ (резьба СПМ14Х1.25)
Система охлаждения Принудительная, одноконтурная, забортной водой с водяным насосом
Система смазки реверсредуктора Разбрызгиванием, маслом залитым в корпус редуктора
Применяемое топливо Автомобильные бензины А-72, А-76, ГОСТ 2084—77
Применяемые масла для смазки:  
двигателя АСЗп-10 ТУ38101267—72 или Л18А ГОСТ 10541-78
реверсредуктора ТСп-14 МРТУ 38-1Г-3—68
Управление Румпелем (имеются места подключения дистанционного управления)
 

Мощность двигателя мотора «Вихрь» укааана по последней модели выпуска после 1959 г. Двигатели, выпущенные ранее, имели мощность 18,5 л. с.

С 1985 г. кроме основного гребного винта 240X300 выпускается грузовой винт 240X282 мм.