Технические данные и руководство по эксплуатации "Крым-М"

Мотолодка «Крым», выпускаемая с 1970 г., предназначена для туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В настоящее время выпускается модернизированная модель «Крым-М», отличающаяся от первоначального проекта повышенной прочностью корпуса и дополнительными удобствами для экипажа. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, соединение деталей выполняется посредством контактной и аргоно-дуговой сварки. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему лодка может эксплуатироваться в морской воде. Толщина обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1.5 мм. В конструкции широко применена штамповка листовых деталей. Набор корпуса в ранее выпущенной серии был выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; в модели «Крым-М» днище подкреплено исключительно штампованными шпангоутами П-образного профиля.

  Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловым брызгоотбойником обеспечивают высокое гидродинамическое качество.

 

Крым - чертеж обводов мотолодки

Мотолодка  "Крым" - теоретический корпус

 

Общие указания и технические данные

Длина габаритная, м 4,30
Ширина габаритная, м 1,30
Высота борта на миделе, м 0,65
Высота транца в ДП, м 0,38
Толщина транца в районе крепления двигателя, мм 42
 Минимальная высота надводного борта при полном водоизмещении, не менее, м 0,35
Поперечная начальная метацентрическая высота при полном водв-измещении, м 0,57
Полезная грузоподъемность, не менее, кг 400
Пассажировместимость, человек (без багажа) 5
Допустимая мощность подвесного мотора (моторов), квт (л. с.), до 22,1 (30)
Рекомендуемая мощность подвесного мотора (моторов), квт (л. с.)
Не рекомендуется устанавливать мотор мощностью менее 20 л. с.
18,3 (25)
Масса с оборудованием и снабжением, кг 195
Скорость хода с подвесным мотором мощностью 22,1 квт (30 л. с.) при полном водоизмещении, км/час не менее 36

 

Комплект поставки
Мотолодка «Крым-М», рис. 1, комплектуется согласно следующему перечню:

 Корпус, комплект 1
Диваны с откидными спинками, комплект  
Весла с уключинами, шт 2
Стекло ветровое с деталями крепления, комплект   1
Крышка кормовой ниши для хранения мотора, шт  
Тент с дугами и деталями крепления, комплект 1
Управление дистанционное моторами (МДУ), комплект 1
 Рулевое дистанционное управление (РДУ), комплект 1
Черпак для отлива воды, шт 1
Аптечка ремонтная (лист из алюминиевого сплава 300x200x2 — 2 шт.; заклепка 3x8 алюминиевая — 50 шт.;
заклепка 4x10 алюминиевая — 50 шт.; лента тиоколовая уплотнительная), комплек
1
Слани, шт 5
Кнопка «Стоп» остановки двигателя с проводом и деталями крепления, установленными на мотолодке, комплект 1
Канат буксирно-швартовный, шт  1
Покрывало пожарное, шт 1
Линь спасательный, шт 1
Блоки плавучести, комплект  1
Крышка рундука, шт 1
Ручка с крепежом, комплект 1
Прокладки для установки дистанционного управления моторами, комплект 1
Прокладка 0,4x12x12 (паронит), шт 10
Коврик рундука, шт 1
Винт М5х45, шт 2
Гайка М5, шт . 2
Шайба 5, шт 2
Шайба 6 (алюминиевый сплав 14
Руководство по эксплуатации, брошюра 1
Упаковочный лист, шт 1
Инструкция по эксплуатации РДУ, брошюра 1
Инструкция по эксплуатации МДУ, брошюра 1
Коуш, шт 2
Корпус колонки, шт 1

 

Общий вид мотолодки Крым
 

Рис. 1. Лодка моторная «Крым-М>. Общий вид.

1 — корпус мотолодки; 2 — ветровое стекло; 3 — диван; 4 — блоки плавучести; 5 — слани; 6 — весла; 7 — рулевое дистанционное управление; 8 — управление дистанционное мотором; 9 — тент; 10 — крышка ниши для хранения мотора; 11 — багажник; 12 — рундук; 13 — багажник кормовой; 14 — ручки — буксирно-швартовное устройство; 15 — черпак; 16 — поддон багажника кормового.

 

Меры безопасности

  1. Эксплуатация мотолодки допускается при высоте волны не более 0,75 м.
  2. При высоте волны более 0,3 м рекомендуется снижать скорость для уменьшения ударов днища о волну в целях улучшения комфортности плавания.
  3. Категорически запрещается превышать пассажировместимость мотолодки
  4. ВНИМАНИЕ! Непотопляемость мотолодки обеспечивается при наличии ВСЕХ блоков плавучести на своих местах.Выходить в плавание без блоков плавучести, а также перемещать их и вынимать в процессе плавания запрещается.
  5. Перед спуском мотолодки на воду не забудьте закрыть спускную пробку в переборке и проверить надежность пружинной пробки в транце.
  6. Выходите в плавание только имея на борту спасательные средства в виде спасательных жилетов, нагрудников и т. д. в расчете на каждого пассажира.
  7. Посадку и высадку пассажиров у причала или у берега производить с мерами предосторожности против опрокидывания мотолодки; не прыгать в мотолодку с причала, убедиться в устойчивом положении мотолодки в случае посадки с берега и т. д..
  8. Пассажиры в мотолодке должны размещаться равномерно. На ходу мотолодки категорически запрещается стоять в ней или сидеть на бортах. Переходить с места на место в мотолодке рекомендуется только на стоянке.
  9. Нежелательно попадание нефтепродуктов на блоки плавучести.
  10. Запрещается применение свинцовых красок для производства окрасочных работ.
  11. В случае затопления мотолодка сохраняет положительную плавучесть на ровном киле и может поддерживать находящихся в воде (вне мотолодки) пассажиров, держащихся за ее борта.
  12. При отказе мотора можно воспользоваться входящими в комплект поставки веслами, вставив их уключины в подуключины. При этом необходимо откинуть спинки переднего дивана в корму.

Лодка Крым

 

Устройство мотолодки "Крым".

Корпус выполнен по поперечной системе набора.

Водонепроницаемая переборка разделяет мотолодку на два отсека: обитаемый (кокпит) и моторный.

В обитаемом отсеке, в носу и в корме имеются пенопластовые блоки, удерживающие мотолодку на ровном киле в затопленном состоянии и придающие ей в этом случае положительную плавучесть.

Для исключения возможности разрушения блоков плавучести от механических повреждений предусмотрены защитные экраны из легкого сплава.

В кокпите расположены раскладные диваны, из которых можно получить спальное место для 3 человек. Здесь же имеются устройства рулевого дистанционного управления (РДУ) и дистанционного управления моторами (МДУ).

В кормовой части мотолодки за откидывающейся спинкой кормового дивана расположен кормовой багажник. В передней панели имеется рундук для хранения мелких предметов. Его откидная крышка играет роль столика, на котором можно разместить стаканы и др. предметы.

Справа у борта на передней панели установлена ручка, за которую может держаться пассажир.

В кормовой оконечности расположена ниша для хранения мотора, которая запирается на замок.

На мотолодке могут быть установлены два подвесных мотора.

Второе дистанционное управление мотором в комплект поставки не входит.

Мотолодка оборудована съемным тентом, предохраняющим пассажиров от дождя, ветра и водяных брызг. Тент имеет боковины, которые при необходимости закрываются с помощью люверсов и кнопок, расположенных на передних стойках ветрового стекла.

 

Сборка ветрового стекла

Ветровое стекло собирается в соответствии со схемой рис. 2. Сначала устанавливаются боковые стекла на резиновых прокладках, слегка притягиваются крепежом, затем устанавливается также на прокладках лобовое стекло. Для точного совмещения кромок и углов крепеж нужно сначала ослабить, а после окончательной пригонки тщательно затянуть. Сборку необходимо производить вдвоем с помощником.

Крым - схема сборки ветрового стекла

 

Рис. 2. Схема установки стекла ветрового
а)    установка стекла лобового и боковых;
б)    соединение стекла лобового и бокового.

 

Установка дистанционного рулевого управления и кнопки "СТОП".

Для установки РДУ на мотолодку необходимо выполнить следующее:

Штурвальную колонку устанавливайте без фланца 9 (см. инструкцию по эксплуатации РДУ, раздел 3).

На мотолодке с государственным Знаком качества вместо фланца 9 устанавливайте скошенный корпус колонки со шпильками.

Согласно схеме рис. 3, установите 5 скоб с роликами по имеющимися в корпусе мотолодки отверстиям диаметром 6,6 мм

Канат пропустите через ролики, закрепите на барабане, натяните и подсоедините к мотору согласно инструкции по эксплуатации РДУ, при этом концы канатов закрепите с помощью коушей (см. рис. 3).

Дальнейшие операции по установке, регулировке и эксплуатации РДУ проводите в соответствии с инструкцией по эксплуатации РДУ.

Согласно схеме (рис. 3) по. имеющемуся отверстию в панели палубы установите кнопку «Стоп», проложите и закрепите провод со штепсельным разъемом.

 

Крым - дистанционное управление

Рис. 3.  Схема установки рулевого дистанционного управления и кнопки «Стоп».
 

Установка дистанционного управление двигателем (МДУ)

Для установки МДУ на бортовой панели кокпита на левом борту в районе рулевого колеса имеется прямоугольное отверстие и четыре отверстия диаметром 5,5 мм для винтов крепления. Через прямоугольное отверстие внутри панели выведите концы гибких приводов и закрепите их на механизме МДУ. Затем стальную плату МДУ введите вместе с гибкими приводами в отверстие внутрь панели. Коробка управления МДУ при этом остается снаружи. При заводке стальной платы поворотом рукоятки управления установите подвижные части механизма так, чтобы они не мешали заводке.

В зазор между панелью и корпусом МДУ сверху и снизу установите прокладки, совместив отверстия для крепления с отверстиями на панели.

Два винта М 5x25 пропустите через прокладки, панель и стальную плату, а два винта М5х45 через коробку управления МДУ, прокладки и панель. Все четыре винта закрепите изнутри гайками с шайбами.

Дальнейшие операции по установке, регулировке и эксплуатации МДУ проводите в соответствии с инструкцией по эксплуатации МДУ.

Раскладка диванов

Снимите кормовой диван и опустите на елань, оперев спинку о блок плавучести. Затем, сняв носовой диван, разверните его и уложите на елань вплотную к ранее уложенному дивану спинками в нос лодки, рис 4а.

Второй вариант раскладки: опустите спинки носового дивана на елань и придвиньте кормовой диван, рис. 46.
Рис. 4    Схема раскладки диванов,

а — первый вариант б — второй вариант

 

Установка тента

Сначала дуги тента пропустите через соответствующие карманы полотнища тента.

Завинтите стойки в гнезда на планшире. Затем соедините дуги со стойками.

Закрепив на корпусе кормовую дугу, зацепите переднюю часть тента ручками за планки — язычки ветрового стекла. Переднюю часть тента натяните с помощью ручек. После этого с помощью распорных планок на стойках дуг обтяните тент, установив планки на соответствующий зуб.

Правила хранения

  1. При хранении мотолодка должна находиться под навесом или в закрытом помещении.
  2. Допускается хранение мотолодки на открытой площадке. При этом необходимо закрывать ее брезентом.
  3. Хранение мотолодки с установленным тентом на открытом воздухе не рекомендуется, т. к. это приводит к преждевременному старению ткани.
  4. Хранить мотолодку следует на кильблоках.

 

Возможные повреждения и способы их устранения

  1. Ремонт повреждений точечной сварки производится следующим образом:
    В местах оторванных пли треснувших точек сварки необходимо зачистить краску в среднем районе трещины (если ее длина не более головки заклепки диаметром 4 мм) или обрывов точек. Засверлить их сверлом диаметром 4, 1 мм.
    На отверстие с наружной стороны обшивки наложите тиоколовую ленту в 2 слоя, проколите, отверстие и вставьте заклепку головкой с наружной стороны обшивки. Заклепку расклепайте с плотным обжатием головки. Тиоколовую ленту аккуратно обрежьте вокруг головки.
  2. Заделка пробоин производится в следующем порядке: тщательно осмотрите поврежденное место. Осторожно выправьте обшивку в зоне повреждения и удалите участки обшивки, имеющие трещины. Запилите кромки пробоины. Наложите лист из ремонтной аптечки на ремонтируемую обшивку, подгоните его по обводу и очертите на листе карандашом контур пробоины, обрежьте лист с припуском 25 мм от очерченного контура пробоины по всему периметру ее и разметьте положение заклепок согласно схеме рис. 5.
     

Крым - схема заделки пробоины
Рис. 5. Схема заделки пробоины
 

Просверлите отверстия в листе сверлом диаметром 3 мм. Очистите ремонтируемую обшивку и лист от пыли, стружки и промойте бензином. Проложите тиоколовую ленту или мешковину, пропитанную динковыми белилами по контуру пробоины и наложите лист. Через отверстия в листе просверлите отверстия в обшивке мотолодки сверлом диаметром 3,2 мм и склепайте лист с обшивкой. Отремонтированный участок обшивки покройте грунтом, просушите в течение 30 часов при температуре 18 -20° и покройте эмалью (желательно пер-хлоовиниловой) под цвет корпуса с последующей сушкой в течение 2 часов при температуре 18—20°С.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ВИНТОВ. ГРАФИКИ ВЛИЯНИЯ ШАГА ВИНТА
НА СКОРОСТЬ М/ЛОДКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАГРУЗКИ ПОД МОТОРОМ «ВИХРЬ»—20 л. с.

ПРИМЕЧАНИЕ. При установке рекомендуемых винтов необходимо контролировать обороты двигателя в процессе эксплуатации.