Реверсредуктор мотора "Вихрь"

Реверсредуктор служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя, расположен­ного вертикально, к горизонтальному валу гребного винта, а также для снижения частоты вращения гребного винта с целью увеличения его КПД. В кон­струкции реверсредуктора имеется муфта, позволяю­щая разобщать гребной вал от коленчатого вала дви­гателя, т. е. обеспечивать холостой ход, а также из­менять направление вращения гребного винта с целью получения заднего хода.
Реверсредуктор — один из самых ответственных и сложных узлов подвесного мотора, работающих в крайне неблагоприятных условиях — под водой.
Корпус реверсредуктора (рис. 25) моторов се­мейства «Вихрь» изготовлен из алюминиевого сплава и имеет разъем по оси гребного вала. Это позволяет, вывернув семь винтов крепления крышки, получить свободный доступ к деталям редуктора и проверить зацепление шестерен и подшипника без разборки передачи.
Чтобы повысить надежность и бесшумность пере­дачи зацепление в конических шестернях выполнено спиральным зубом с торцевым модулем 2,7 (рис. 26). Ведущая малая шестерня изготовлена заодно с ва­лом (вал-шестерня 2.202-020) и установлена в кор­пусе редуктора в трех подшипниках — нижнем роли­коподшипнике №70204 и двух верхних шарикопод­шипниках №202.
Конические ведомые шестерни переднего и заднего хода (рис. 27) свободно вращаются на гребном валу. Передний конец гребного вала вместе со ступицей шестерни переднего хода опирается на радиальный подшипник 2.119-000 с роликами диаметром 3,0 мм и длиной 11,5 мм, задний с зазором 0,066—0,102 мм — на радиальный подшипник скольжения 2.212-002.
Для получения нормальных рабочих зазоров в подшипнике 2.119-00 ролики, шестерню переднего хода по наружному диаметру ступицы и втулку по внутреннему диаметру разделяют на две размерные группы (табл. 4). Номера групп наносятся электро­графическим способом па выступах шестерни для соединения с муфтой реверса и на торцах втулки:

Реверс редуктор мотора Вихрь

Рис. 25. Реверсредуктор моторов «Вихрь-25» и «Вихрь-30».

  1. корпус редуктора;
  2. пластина, водяного канала;
  3. тяга ре­верса;
  4. корпус водопомлы;
  5. крыльчатка;
  6. пластина;
  7. саль­ник;
  8. шарикоподшипник № 202;
  9. вал-шестерня;
  10. роликопод­шипник Л^ 7204;
  11. регулировочное кольцо;
  12. шестерня перед­него хода;
  13. упорный подшипник № 8106;
  14. игольчатый подшип­ник;
  15. втулка;
  16. муфта;
  17. шестерня заднего хода;
  18. рычаг реверса;
  19. крышка;
  20. пробка;
  21. сальник;
  22. кольцо улотнительное;
  23. гребной вал;
  24. стакан;
  25. кольцо уплотнитсльное;
  26. кольцо уплотни тельное;
  27. 27 — втулка тяги реверса.

Вал-шестерня

Рис. 26. Вал-шестерни редукторов старой и новой кон­струкции
1 — вал-шестерня 4.202-020 новой конструкции для установки в корпус редуктора старой конструкции;
2 — вал-шесгерня 2.202-020 редуктора старой конструкции;
3 — вал-шестерня 4.202-020 новой конструкции для модернизированного редуктора, I — пояс повы­шенного диаметра 15 мм

Шестерня переднего и заднего хода мотора Вихрь

Рис. 27. Шестерни переднего и заднего хода старой (а) и новой (б) конструкции.

 

Таблица 4.
Подразделение на группы шестерни переднего хода, втулки роликоподшипника и роликов по диаметру

№ группы Диаметр, мм
Диаметр, мм шестерни переднего хода втулки ролика
I 29,030 - 29,020 35,050 - 35,038 3,0 - 2,993
внутренней головки 29,020 - 29,010 35,038 - 35,025 2,993 - 2,990

Группа I — одна риска, группа II — две риски. При комплектации этого подшипникового узла необходимо подбирать шестерню, втулку и ролики одинаковых размерных групп.
В редукторе «Вихрей» шестерни переднего и зад­него хода находятся в постоянном зацеплении с веду­щей шестерней и при работе двигателя одновременно вращаются, но в разные стороны.

Муфта редектора

Рис. 28. Муфты реверса старой (а) и новой (б) конструк­ции.

Для сцепления гребного вала с одной из ведомых шестерен предна­значена муфта 2.202-028, скользящая вдоль гребного вала и соединенная с ним посредством шлицев. На торцах муфты имеются выступы, которые сцеп­ляются с впадинами на торцах ступиц ведомых ше­стерен и соединяют одну из них с гребным валом (рис. 28). Перемещение муфты и ее фиксация в од­ном из трех положений — холостого, переднего или заднего хода — осуществляются при помощи тяги реверса с качалкой и поворотной вилкой, которая располагается в кольцевой канавке, проточенной на наружной поверхности муфты. Тяга реверса выведена из редуктора через запрессованную в корпус брон­зовую втулку 2.205-002 с зазором 0,1—0,4 мм и до­ходит до поддона. Здесь установлен механизм пере­движения и фиксации тяги. Упор гребного винта воспринимается радиально-упорным подшипником № 8106, посаженным на ступицу шестерни перед­него хода.
Реверсредуктор постоянно работает под водой. Чтобы предотвратить вытекание из него масла и попадание в полость редуктора воды все вращаю­щиеся валы, выходящие из редуктора, уплотнены резиновыми манжетами с пружинами — вал-шестерня манжетой 2.216-000 и гребной вал манжетой 2.219- 000. Тяга переключения реверса, имеющая только осевое перемещение, уплотнена резиновым кольцом 2.205-003. С целью повышения надежности и долго­вечности редуктора вал-шестерня и ведомые шестер­ни выполнены из стали марки 12Х2Н4А с последую­щей цементацией и закалкой до HRC 57. Подшип­ники скольжения, запрессованные в ступицы шесте­рен и обойма задней опоры гребного вала, изготовле­ны из бронзы Бр.ОСЮ-Ю.
Все посадочные гнезда под подшипники гребного пала растачиваются за один проход в корпусе ре­дуктора, собранном вместе с крышкой. Поэтому при ремонте нельзя заменять только одну из деталей — корпус или крышку редуктора — они подлежат за­мене исключительно в комплекте. Если, например, использовать крышку от другого редуктора, то со­осность подшипников нарушится и такой редуктор вскоре выйдет из строя. На заводе скомплектованные корпус и крышку клеймят одинаковыми цифрами, которые наносят на торце, обращенном к греб­ному валу.
На верхнем фланце корпуса редуктора крепят водопомпу (насос) системы охлаждения. Крыльчатка помпы надета на наружный конец вала-шестерни и сцеплена с ним при помощи шпонки (игольчатого ролика 3X11,5).
Подвесные моторы «Вихрь» и «Вихрь-М» до 1975 г. комплектовались реверсредуктором под но­мером 2.202-700. Его кинематическая схема, присо­единительные размеры идентичны редуктору рассмо­тренной выше конструкции. Но в старой конструкции на валу-шестерне ставился подшипник скольжения — медно-графитовая втулка, которая впоследствии была заменена шарикоподшипником № 202, защищенным сверху и снизу манжетами. Для посадки подшипника вал-шестерня имеет пояс увеличенного до 15 мм диаметра.
Изменена конструкция зубчатых венцов вала-ше­стерни и шестерен переднего (4.211-700) и заднего (4.211-701) ходов. Вследствие изменения направления спирали зуба изменилось направление осевого усилия на вале-шестерне: в редукторе прежней конструкции оно направлено внутрь редуктора, в новом редук­торе— наружу. Поэтому подшипник № 60304 заменен роликовым коническим № 7204. Соответственно из­менены размеры гнезд для подшипников в корпуса редуктора. В новом редукторе не ставится гайка со стопорной шайбой, удерживавшая вал-шестерню от втягивания в редуктор, и вал не имеет резьбы для этой гайки (см. рис. 26).
Подвод охлаждающей воды к насосу в новом ре­дукторе осуществляется по сверленым каналам и по­лостям, образованным при литье корпуса. На боковой поверхности корпуса над антикавитацнонной плитой тремя винтами крепится пластина, закрывающая ка­нал подвода воды к насосу.
В верхней части редуктора сделано резьбовое от­верстие, заглушенное пробкой, для периодической смазки подшипника № 202.
Шестерни реверсредуктора старой конструкции устанавливать в корпус новой конструкции нельзя — редуктор разрушится, так как конический подшипник воспринимает осевое усилие вала-шестерни, направ­ленное только наружу.
Комплект шестерен новой конструкции может быть установлен в корпус редуктора старой конструк­ции при условии применения вала-шестерни 4.202- 020, который имеет хвостовик, рассчитанный на установку медно-графитовой втулки. Осевое усилие на таком валу направлено также вверх (наружу) и поэтому он не имеет резьбы для гайки крепления к подшипнику № 60304.

В новом редукторе изменена также и конструкция элементов зацепления кулачковой муфты 2.202-028 и шестерен переднего и заднего хода — усилены выступы на муфте и изменена конфигурация ответных впадин для них на шестернях (см. рис. 28). Не следует приме­нять муфты старой кон­струкции с шестернями, имеющими усиленные впа­дины и наоборот.
С апреля 1985 г. с целью повышения надежности си­стемы охлаждения разрабо­тан и внедрен измененный корпус редуктора с двух­сторонними щелевыми за­борами воды, расположен­ными в его носовой части (рис.29). Конструкция внут­ренних деталей редуктора и его присоединительные размеры остались без изме­нения, также как и каталожные номера. Отдельно корпус и весь редуктор в сборе могут быть пол­ностью заменены выпускавшимися ранее.

Сборочная единица: