Подвесной мотор "Вихрь-ЗОМА"

Вихрь 30МАПроведены испытания опытных образцов мотора. Новый "Вихрь" имеет двигатель. полностью аналогичный двигателю "Вихря-32" (см. КиЯ №164, "Вихрь" сегодня и завтра).

Выхлоп осуществляется через ступицу винта. Изменен редуктор теперь он имеет меньшую площадь поперечного сечения благодаря ликвидации раэьема корпуса редуктора вдоль гребного вала. Это приводит к повышению общего пропульсиниого КПД системы лодка-мотор и. соответственно, обеспечивает увеличение скорости движений лодки. Подобная конструкция редуктора сейчас применяется на зарубежных моторах. Использование такого корпуса привело к изменению соединения ведущей шестерни редуктора и ее вала. Шестерня крепится на вал конусной насадкой. Изменился и механизм переключения реверса. Усовершенствована водяная помпа: повышена ее производительность.

Увеличена пропускная способность канала выхлопных газов в дейдвуде с целью снижения сопротивления выхлопу.

Для облегчения запуска в дейдвуде выполнено отверстие, компенсирующее сопротивление давления столба воды, заполняющей погруженную в воду часть выхлопного канала. Двигатель закрывается более современным капотом. Предполагается, что новый мотор будет выпускаться в морском варианте. Для этого предусмотрены цинковые закладные элементы, обеспечивающие протекторную защиту корпусных деталей от коррозии и химико - гальваническая обработка внутренних поверхностей, соприкасающихся с водой.

Основным отличием новой модели является изменение конструкции нижней части подвесного мотора. "Вихрь-ЗОМА" имеет усиленную подвеску с измененными элементами фиксации положения мотора в откинутом состоянии Двигатель крепится не на поддоне а непосредственно на дейдвуде, что освобождает поддон и румпель от повышенных вибраций, которые проявляются на предыдущих модификациях "Вихря".

Проведенные испытания мотора в стендовых условиях и на лодке показали следующие результаты: мощность- 23.5 кВт (32 л.с.), удельный расход топлива - 320 г/л.с.-час. Существенно снизился уровень вибрации на румпеле (65 дБ вместо 110- дБ на серийном "Вихре*). Уменьшился уровень шума. Увеличилась скорость лодки при одинаковых условиях испытаний. Снизился путевой расход топлива.

На АО "Моторостроитель" ведется работа по выпуску в текущем году опытно-промышленной партии в 50 новых моторов "Вихрь-ЗОМА". Параллельно ведется дооснащение серийного производства с тем, чтобы наладить в дальнейшем серийный выпуск этих моторов.

Мы будем признательны всем, кто будет эксплуатировать эти моторы, за замечания и пожелания относительно их усовершенствования. Ждем Ваших писем

Объединение продолжает работу над усовершенствованием подвесных лодочных моторов семейства "Вихрь" и расширением их мощностиого ряда. В частности, начались работы по проектированию лодочного мотора мощностью 37 кВт (50 л.с.).

Зам главного конструктора А.Ермаков