Обзор советских моторных лодок

 

Итак, вы решили купить мотолодку и оказались перед необходимостью выбора.

Прежде чем делать покупку, новичок должен четко сформулировать ответы на три принципиальных вопроса:

  • нужна ли мотолодка вообще!
  • для чего именно она нужна!
  • где и как будут храниться лодка и мотор летом и зимой!

Не торопитесь с ответом на первый вопрос: он получится сам собой, когда вы разберетесь с двумя другими.
Прикиньте, куда — на какие расстояния, а каких условиях (по тихой ли речке или по открытому всем ветрам водохранилищу), с какой скоростью, с каким экипажем, с каким багажом и, самое главное,— с какой основной целью чаще всего придется вам плавать!

Каждому «типичному» варианту использования соответствуют и свои особые предъявляемые к лодке требования — по скоростным качествам и мореходности, грузоподъемности и остойчивости, наличию того или иного оборудования и даже виду основного конструкционного материала.
Если, например, вы предполагаете использовать лодку для кратковременных и быстрых выездов с приятелем за город — на воскресную рыбалку, понадобится лодка быстроходная, остойчивая, имеющая свободный открытый кокпит со сплошным горизонтальным пайолом, легко идущая на веслах. Сдвижная рубка и мягкие кресла, раскладывающиеся в спальные места, будут только мешать рыболовам, а их «мертвый вес» отразится на скорости (или потребует излишних затрат мощности).

 

Другое дело, если вы собираетесь на весь отпуск или на все лето со всем семейством, включая детей, в дальнее туристское плавание. Тут уж на первый план выдвигаются требования мореходности, экономичности движения с большой нагрузкой, комфортабельности лодки — приспособленности ее к длительному пребыванию людей, которые будут здесь же, на борту лодки, ночевать, готовить и принимать пищу. При выборе лодки для туризма стоит обратить внимание на объем багажников и удобство размещения запасов (включая топливо), возможность оборудования спальных мест и камбузного уголка, удобство управления лодкой при плавании в плохую погоду.

Ясно, что тому, кто собирается тренироваться на водных лыжах, а ими занимаются лишь на гладкой воде и не удаляясь от берега, будут не нужны ни большая грузоподъемность, ни рубка, ни мягкий ход по крутой волне.

Обязательно заранее уточните, с каким мотором (или двумя моторами) придется эксплуатировать вашу лодку, имея а виду и необходимую скорость хода, и затраты на топливо — экономичность силовой установки, и требования к ее надежности. Надо ознакомиться и со всеми существующими а районе эксплуатации будущего судна ограничениями, чтобы не получилось так, что вы приобретете лодку, рассчитанную на такую мощность (скорость], которую ставить (развивать) нельзя по каким-то иным соображениям.
Удача выбора во многом зависит и от учета характера акватории, где вы будете плавать. Поговорите с любителями, выясните — какая мотолодка и почему наиболее популярна, какие -черты характерны для традиционных лодок народной постройки, вобравших лучшие качества, необходимые для плавания в данном районе. Чем больше узнаете о господствующих ветрах, об особенностях акватории и берегов, тем лучше!

Ясно, что для плавания вдоль морского побережья, по большим рекам, водохранилищам или крупным озерам, где в любую минуту надо быть готовым к серьезной борьбе с налетевшим шквалом и волной, необходимо более мореходное — остойчивое и высокобортное судно относительно больших размерений, чтобы длина лодки оказалась соразмерной длине волны. Например, на «Прогрессе-4», «Сарепте», «Казанке-5» или «Москве-2» (а а ближайшем будущем — еще и на «Ладоге-2» и «Крыме-3»), словом, при длине лодки где-то за 4,5— 4,6 м, на таких акваториях вы будете чувствовать себя более уверенно!

Не стоит решаться на покупку, пока вы не будете знать, где и как лодка будет храниться. Мотолодка — не автомобиль (щелкнула дверца — и он уже в относительной безопасности. Найти охраняемую стоянку для судна, причем по возможности недалеко от дома и с удобным выходом, в район плаваний в современном городе — задача нелегкая. Покупка же дорогой и тяжелой лодки без места хранения принесет одни огорчения. Если вы рассчитываете хранить мотолодку в гараже, рядом с машиной, и каждый раз будете доставлять ее к берегу по асфальту, потребуется модель («Прогресс», «Дон»), снабженная колесами; если же возить лодку по суше не предполагается, то естественно, что лучше искать в продаже тот же понравившийся «Прогресс», но в исполнении № 1 — без колес. Предположим, вы уже представляете, для чего и какая — в идеале — лодка вам нужна, договорились о месте ее стоянки и зимнего хранения, семейный совет дал окончательное «добро» на покупку. Теперь дело за тем, чтобы зайти в магазин и выбрать модель, наиболее полно соответствующую вашему идеалу.

Приводим составленную по просьбе читателей таблицу, дающую представление о всей номенклатуре имеющихся в продаже мотолодок, включая и те модели, которые уже сняты с производства, но есть на складах и в магазинах (и для определенных условий плавания вполне могут быть рекомендованы), и те, которые появятся а торговой сети лишь в ближайшем будущем. Отметим сразу, что а таблицу не включены различные малые разборные и не разборные картоп-мотолодки, а также шпоновые универсальные лодки («Форель», «Кефаль») и немногочисленные пока катера со стационарными двигателями. Их выбор— это отдельные темы. Точно так же отдельную и актуальную, на наш взгляд, тему представляет комплекс вопросов, связанных с созданием мореходной прогулочно-туристской мотолодки (катера), рассчитанной на движение в водоизмещающем (переходном) режиме. Однако на сегодня таких «неторопливых» лодок, пригодных для запуска в серию, еще нет, как нет, скажем, и подходящих стационарных лодочных двигателей малой мощности.

В данной статье мы затрагиваем только проблему выбора именно универсальной глиссирующей, чаще всего открытой мотолодки, т. е. «водного автомобиля» длиной 3,6— 5,0 м, рассчитанного на эксплуатацию с выпускаемыми у нас массовыми подвесными моторами мощностью 20—30 л. с.
Действительно, уже при беглом просмотре приведенной таблицы бросается в глаза, что основные характеристики подавляющего большинства выпускаемых на сегодня моделей близки. Однако при всей их «похожести» существуют между ними и отличия, на которые и надо обратить внимание.

Дело, разумеется, не только в том, что модели отличаются по внешнему виду и цвету окраски. Имеют существенное значение такие на первый взгляд мелочи, как отличия в форме ветрового стекла, лучше или хуже защищающего пассажиров от брызг и ветра. На одной лодке это стекло имеет жесткую окантовку, за которую удобно придерживаться, скажем, во время хода по волне, на другой дпя этой цели есть небольшой поручень, а на третьей — нет ничего. На одной лодке конструкторы, разрабатывая проект, тщательно продумали такие вопросы, как удобство посадки в лодку (через носовую палубу, через борт) и укладки багажа, работы с мотором, гребли, работы с якорем и при швартовке лодки (например, при шлюзовании), откачки воды и наведения чистоты, а вот авторы другой лодки, судя по всему, обо всем этом заботились мало и главным образом «выжимали» скорость. Другими словами, неважных мелочей нет. Знакомясь с лодкой, выставленной в магазине, стоит обратить внимание на конструкцию тента, сидений и пайолов; форму и расположение различных рымов, уток и ручек для переноски; наличие шкафчиков, карманов и полочек для мелких вещей, которые должны быть под рукой, и т. д. и т. п. Очень важно, обратившись к заводской инструкции, разобраться с тем, подходит ли ДУ, включенное в комплект лодки (иди имеющееся в продаже) к мотору той марки, с которым предполагается эксплуатировать лодку.

Наконец, различаются одинаковые на первый взгляд лодки и еще более существенно — по таким характеристикам корпуса, которые определяют режим движения лодки (с разной нагрузкой и под моторами различной мощности), ее маневренные качества, остойчивость на ходу и на стоянке (валкость), поведение при ходе на волне.
Как уже отмечалось, чем лодка крупнее, тем больше может быть волна, при которой допустимо безопасное плавание. При длине меньше 3,6—3,7 м сделать лодку относительно мореходной не удается: ее корпус оказывается меньше, чем расстояние между соседними гребнями даже невысоких волн, лодка проваливается, удары о гребни становятся резче. Но и увеличивать длину лодки за 4,6—4,7 м тоже нельзя: возрастают вес и трудоемкость изготовления корпуса; чтобы обеспечить ту же скорость, придется увеличивать мощность (а поскольку моторы мощнее 25—30 л. с. у нас не выпускаются, надо будет ставить на транец даже не два, а три мотора) и т. д. Вот по совокупности всех этих соображений с учетом технологических возможностей наших заводов и возник тот «4-метровый» класс, среди «представителей» которого нам предоставляется «право выбора».

В таблице мотолодки расположены в порядке возрастания длины. Однако большая длина — условие необходимое, но недостаточное. Например, имеющиеся пока в продаже «Казанка-М» и «Южанка» — длина их за 4,6 м — из-за недостаточной ширины, высоты борта и почти плоского днища для сколько-нибудь серьезных акваторий просто небезопасны. Значит, надежность, остойчивость и мореходность судна определяются не только длиной, но и соотношением размерений и формой корпуса — обводами. Опытный судоводитель-любитель оценивает лодку самостоятельно по таким ее данным, как:

  • относительная ширина, т. е. отношение длины к ширине;
  • высота надводного борта (не только на миделе, но и на самом опасном месте — у подмоторного выреза в транце);
  • подъем линии скулы, форма сечений по шпангоутам и форма палубы в плане — в носовой части;
  • развал или завал бортов;
  • килеватость днища — как в районе ударов о волну, так и на транце;
  • наличие и вид продольных реданов и брызгоотбойника.

Новичку чаще всего приходится доверяться мнениям случайных людей и сведениям, приведенным в Инструкции по эксплуатации. Увы, указания в паспорте лодки, например, о предельной высоте волны, при которой можно выходить в плавание, далеко не точно и, во всяком случае, неполно характеризуют фактическую мореходность лодки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМЕЮЩИХСЯ В ПРОДАЖЕ И НЕКОТОРЫХ ИЗ ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ПРОИЗВОДСТВУ ПРОГУЛОЧНО-ТУРИСТСКИХ МОТОРНЫХ ЛОДОК ДЛИНОЙ СВЫШЕ 3,5 М

Марка мотолодки,

вариант исполнения

Главные размерения, м

Угол килеватости днища на транце, град

Допустимая мощность, л. с.

Масса с оборудованием и снабжением, кг

Грузоподъемность, кг

Пассажировместимость, чел.

Скорость С ПОЛНОЙ нагрузкой, км/ч

Мореходность паспортная (высота волны макс), м

Примерные размеры кокпита, м

Наличие рубки

Оборудование и комплектация

Материал корпуса

Стоимость, руб.

Номера сборника, в которых описывалась модель

длина X ширина X высота борта от ОЛ

минимальная высота надводного борта

рулевое устройство

ДУ подвесн. мотор.

тент

жесткие сиденья

мягкие подушки

мягкие диваны

ветровое стекло

ручной стеклоочист.

сигнально-отличитель­ные огни

весла с уключинами

весло-гребок

стойки с колес. и водило

«НЕМАН»

3,57 X 1,30 X 0,55

0,25

20

119

300

4

34

0,25

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

АМг

290

54

«АФАЛИНА»*

3,74 X 1,37 X 0,70

0,30

17

25

130

300

3

41

0,5

1.75 X 1,2

 

+

+

+

+

 

 

+

 

 

 

+

 

Ст

600

55,
66

«НЕМАН-2»*

3,80 X 1,40 X 0,65

8

25

120

300

4

33

0,3—0.4

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

АМг

380
—400**

69

«МКМ»

4,10 X 1,52 X 0,57

 

2,5

25

159

400

4

32

0,25

2,10 X 1,15

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

Д

370

12

«ЛАДОГА»*

4,16 X 1,54 X 0,70

0,41

40

215

400

4

43

0,5

1,95 X 1,25

 

+

 

+

 

 

+

+

 

 

+

 

 

Ст

895

41,
49

«ЮЖАНКА-2*

4,2 X 1,65 X 0,65

30

152

400

4

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

Д

450

75

«ВОРОНЕЖ»*

4,20 X 1,55 X 0,67

0,34

4

30

152

400

4

33

2,3 X 1,4

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

Д

450**

70

«ВОРОНЕЖ-2»*

4,20 X 1,65 X 0,67

0,34

4

30

115

400

4

2,3 X 1,4

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

Д

395

75

«СЕРЕБРЯНКА-3»*

4,20 X 1,60 X 0,70

0,25

16

30

170

375

5

33

+

+

 

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

Д

630

6 2

«КРЫМ»

4,20 X 1,55 X 0,65

0,35

4

30

190

400

5

30
(20 л. с.)

0,75

2,0 X 1,3

 

+

+

+

 

+

+

+

 

 

+

 

 

АМг

750
(775)

25

«НЕПТУН-3»*

4,21 X 1,77 X 0,87

0,35

8

50

200

400

5

38

0,75

 

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

+

 

Ст

1400

69

«ОБЬ-М»;
1 вариант
2 вариант

 

4,24 X 1,52 X 0,65

0,35

5

30

170

400

4

30

0,75

2,1 X 1,2

 

+

+

+

+

+

 

+

 

 

+

 

 

Д

610

67

«ОКА-4»

4,25 X 1,48 X 0,71

0,40

14

25

190

400

4

30

0,5

2,12 X 1,34

 

+

 

+

 

+

+

 

+

+

 

 

 

+

+

 

Д

685

25,
42,
64

«ДНЕПР»;
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант

4,40 X 1,59 X 0,68

0,35

14,5

30

190

400

4—3

34

0,5

2,08 X 1,25

 

+

+

+

+

 

 

+

+

 

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

 

 

Д

650

37,
50,
68

«КАЗАНКА-5»; 1 вариант
2 вариант

4,50 X 1,60 X 0,72

0,30

7

55

190

400

4

34
(30 л. с.)

0,75

1,8 X 1,26

 

+
+

+
+

 

+

 

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

 

Д

860

38,
69

«КАЗАНКА-5М»;
1 вариант

2 вариант

4,50 X 1,60 X 0,72

0,30

7

55

180

400

4

34
(30 л. с.)

0,75

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

+

+

 

+

 

 

+

+

 

 

Д

760**

72

«САРЕПТА»

4.60 X 1,60 X 0,65

0,35

8,5

50

250

450

6

35

0,75

2,6 X 1,28

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

 

+

 

АМг

1320

48

«КАЗАНКА-М*

4,63 X 1,70 X 0,68

4

25

145

400

4

0,75

3,17 X 1,05

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

Д

350

 

«ЮЖАНКА»

4,63 1,59X0,64

4

25

145

400

4—5

26
(20 л. с.)

0,75

2,97 X 1,05

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

д

350

17

«ПРОГРЕСС-2М»;
1 вариант

2 вариант

4,65 X 1,70 X 0,66

0,35

7

30

180

475

4

30
(25
л. с.)

0,75

2,15 X 1,3

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

 

664
733

 

«ЛАДОГА-2»*

4,65 X 1,95 X 0,88

20

60

490

400

4—5

46

0,75

1,7 X 1,8

+

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

+

 

Ст

1800
**

75,
78

«ПРОГРЕСС-4»;
1 вариант

2 вариант

4,68 X 1,72 X 0,69

0,35

9

7

250

430
430

4

42

0,75

2,4 X 1,3

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

Д

860
800

56,
57,
67

«ПРОГРЕСС-4Л»;
1 вариант

2 вариант

4,68 X 1,72 X 0,69

0,35

9

20

280

400

4

42

0,75

0,8 X 1,3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

 

Д

1010

39

«КРЫМ-3»*;
1 вариант

2 вариант

4,70 X 1,80 X 0,80

0,35

7

50

245±10
295

500
450

5

39
(30 л. с.)

__

3,0 X 1,58

 

 

+

 

+

+

 

+

 

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

 

 

АМг

1430

76

«ДОН»*

5,06 X 1,80 X 0,55

8

30

241

500

4—6

29,4

0,3

П

 

 

+

+

 

+

 

 

 

+

 

+

Д

2090
**

73

«МОСКВА-2»*

5,11 X 1,98 X 0,86

0,40

14

60

390

400

4

35

1,25

+

+

 

+

 

 

+

+

 

+

 

+

 

АМг

1850

56

Примечания.

  1. Прочерк означает отсутствие данных.
  2. Звездочкой (*) отмечены модели, поступающие в продажу в ограничейном количестве или только готовящиеся к производству.
  3. Две звездочки у цифр в графе «Стоимость» означают, что цена ориентировочная.
  4. В графе «Материал» обозначены: Д—дюраль; Ст—стеклопластик.
  5. В графе «Наличие рубкн» П —означает «палатка».