Общее устройство моторов Вихрь

Подвесные лодочные моторы семейства "Вихрь" представляют собой автономный движительнорулевой комплекс, навешиваемый на транец или специальный кронштейн на корпусе малого судна и объединяющий в одном агрегате двигатель с обслуживающими системами, привод гребного винта и движитель - гребной винт.  Мотор Вихрь, будучи исправным и установленным на лодку, заправленным топливной смесью баком готов к работе без каких-либо дополнительных устройств: все органы регулирования, запуска и управления сосредоточены на моторе. Однако для удобства использования и повышения безопасности плавания моторы «Вихрь» могут быть оборудованы устройствами для дистанционного управления (ДУ) поворотом, дроссельной заслонкой карбюратора, реверсом, аварийной остановкой и электрозапуском. Реже применяют устройства для дистанционного ручного запуска и откидывания мотора от транца.

Моторы семейства «Вихрь» состоят из следующих основных узлов и систем (рис. 3): двигателя, дейдвуда с подвеской для крепления к лодке, привода гребного винта (реверсредуктор и винт), системы питания двигателя, системы зажигания и энергопитания, системы охлаждения двигателя и системы выпуска отработавших газов.

Двигатели на всех моделях «Вихрей» - двух цилиндровые двухтактные карбюраторные; их основная функция состоит в преобразовании тепловой энергии в механическую, приводящую судно в движение. Двигатель в сборе устанавливается на поддоне и закрывается обтекателем. На нем монтируется ручной пусковой механизм или электростартер, магнето, карбюратор, детали управления дроссельной заслонкой и опережением зажигания, а также детали системы переключения «передний ход» - «нейтраль» - «задний ход». На поддоне имеются ручки для переноски мотора и румпель. К поддону и блоку цилиндров крепится глушитель.

Дейдвуд соединяет двигатель и подводную часть мотора — привод гребного винта; к нему крепятся кронштейны подвески с винтами для крепления мотора к лодке. Полость дейдвуда используется для выпуска отработавших газов и воды из системы охлаждения. Внутри дейдвудной трубы находится вертикальный торсионный вал, передающий крутящий момент от коленчатого вала двигателя к валу шестерне реверсредуктора, и напорный трубопровод охлаждающей воды. Дейдвуд поворачивается относительно вертикальной оси подвески, обеспечивая управление движением лодки по курсу.

Конструкция мотора Вихрь. Зона АА двигатель; ББ дейдвуд; ВВ подводная часть.

Рис. 3.
Конструкция "Вихрь-ЗО". Зона АА двигатель; ББ дейдвуд; ВВ подводная часть.

В корпусе привода гребного вала помимо валов и зубчатой конической передачи редуктора монтируется водяной насос системы охлаждения двигателя и кулачковая муфта с деталями переключения реверса, расположены выхлопной патрубок и водозаборник системы охлаждения. Система питания двигателя служит для при готовления рабочей смеси бензина с воздухом. Она включает отдельный топливный бак емкостью 22 л, резиновый шланг с ручной подкачивающей грушей, диафрагменный бензиновый насос и карбюратор. Система зажигания служит для своевременного воспламенения сжатой рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она состоит из магнето или магдино, установленных на верхней части двигателя и приводимых во вращение коленчатым валом, высоковольтных трансформаторов, свечей зажигания с соединительными проводами, кнопки «стоп» и штекерного разъема системы энергопитания. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей двигателя, нагревающихся при сгорании рабочей смеси. Вода в систему охлаждения поступает через водо заборпик, расположенный на корпусе редуктора, и водяным насосом подается по напорному трубопроводу в рубашку охлаждения двигателя и глушителя. Отработавшие газы из цилиндров двигателя по ступают в систему выпуска , состоящую из глушителя, выпускного трубопровода, отлитого совместно с дейдвудом, и выпускного патрубка на корпусе редуктора. Выпуск газов осуществляется в область разрежения давления, образующегося за гребным винтом. Нормальная эксплуатация подвесного мотора возможна только при условии правильного функционирования всех его систем и узлов и соблюдении инструкции по эксплуатации, что требует постоянного их обслуживания, устранения даже мелких неисправностей и своевременного ремонта и замены изношенных деталей.